Константин Сергеевич Станиславский
настоящая фамилия Алексеев
родился 17 января 1863
Шаги гулко отдаются в пустом зале театрального флигеля. Зрители давно разошлись, но от пола и стен всё ещё исходит слабое эхо суетливого гула. Костя обводит зал угрюмым взглядом: ещё утром ему казалось, что тут, на этой сцене, его ждет головокружительное счастье. У зрителей — слёзы восторга, смех, сбивчивые восторженные рукопожатия, поцелуи в щеку и похлопывания по плечу, овации! Теперь, когда ничего этого не случилось, зал кажется зловещей, ухмыляющейся пастью огромного зверя. На сцене внутри у Кости всё перемешалось: слова летели как пули, дыхание рвалось, сердце заходилось. И взгляды, которыми его небрежно одарила смущенная публика после спектакля, больно полоснули по нескладному Подколесину из «Женитьбы». Не хочется и вспоминать.

Как это возможно, думал Костя, глядя на опущенный занавес, неужели я на самом деле не актёр? Неужели вкрадчивого голоса и широких жестов недостаточно, чтобы зритель поверил? Хотя я и сам себе не поверил! И почему режиссер сказал, что «лучше» стало, когда я растерял всю свою уверенность? Когда и не хотелось мне совсем выходить на эту сцену?

Костя садится на край сцены. Совершенно ясно — он не актёр. И какое-то чувство, вроде укола разочарования и вместе с тем вспышки упрямой уверенности, вдруг заставляет его произнести реплику Подколесина. Потом еще одну и еще одну. Он вскаивает, поднимается на сцену и начинает шагать из стороны в сторону, играя: для тишины и темноты, уставившихся на него из глубины зала. Голос то громче, то тише, жесты то шире, то уже, твердый шаг, неуверенный шаг…

Во всем этом должна быть какая-то система. Какой-то порядок, как мозаика. Раз — и будет образ… И мне поверят! — так думает Костя.

Прокравшись по онемевшему ночному дому к своей комнате, он открывает альбом и начинает писать. Он вернется к этой заметке спустя долгие сорок лет, находясь за океаном, далеко от Любимовки, но неизменно близко к молодому актеру Косте Алексееву, мечтающему научиться не просто играть, а жить на сцене.
БИОГРАФИЯ
Константин Сергеевич Алексеев (настоящая фамилия Алексеев) родился 17 января 1863 года в Москве в семье фабрикантов и промышленников. Они были в родстве с Саввой Мамонтовым и Михаилом Третьяковым – семья имела широкие творческие связи. С театром связующая нить была совсем тонкой – бабушка Кости Алексеева Мари Варлей была известной французской актрисой, но с внуком она никогда не общалась. В семье Алексеевых было 9 детей, и вся обстановка дома была очень подвижной, творческой. Там часто устраивали праздники, балы, а в домашнем театре в имении Любимовка Алексеевы ставили небольшие спектакли. Конечно, главным инициатором здесь выступал Костя Алексеев. Он ставил спектакли, приглашал на роли друзей и знакомых. Например, в “Гамлете” главную роль исполнял Александр Блок. В период домашнего Алексеевского кружка Константин закончил институт восточных языков (хотя учиться и точным, и гуманитарным наукам не любил и всю жизнь писал с ошибками) и начал заниматься семейным делом. Занимая должность директора фабрики отца, он вечером тайком от всех уходил играть в театр. И чтобы семья об этом не знала, Константин Сергеевич взял себе псевдоним по фамилии актера, сошедшего со сцены – Станиславский.

СИСТЕМА
В чем же сущность и основная задача Системы — главного труда, по которому мировое искусство может оценить наследие Станиславского? Прежде всего, главная цель — достижение полной психологической достоверности в актерской игре. Система основывается на разделении актерской игры на три компонента: ремесло, представление и переживание.

Основой ремесла, согласно Станиславскому, является использование стандартных шаблонов, которые позволяют зрителю однозначно понять, какие эмоции хочет передать актер (классические герои-любовники, злодеи, резонеры).

Искусство представления заключается в том, что во время долгих репетиций актер переживает настоящие чувства, которые остаются в его памяти, но во время самого спектакля актер не ощущает этих эмоций, а только воспроизводит внешний облик роли.

Искусство переживания — актер во время игры испытывает настоящие эмоции, и это придает жизнь персонажу на сцене (самое сложное и энергоемкое искусство).

Успех и новизна Системы Станиславского заключается в том, что он сумел объединить устоявшиеся театральные традиции с современным материалом, тем самым добившись наибольшей психологической достоверности на сцене. Главным мерилом театрального искусства стала фраза «Не верю» — излюбленное выражение Станиславского. Константин Сергеевич убедил мир театра в том, что талант заключается в достоверности и подлинности.