4 век до нашей эры
4 век до нашей эры
Библия
В начале было Слово.
1321
1321
Божественная комедия
Данте Алигьери
Людской молвы невелико значенье,
И ничего сильнее правды нет.
1808
1808
Фауст
Иоганна Вольфганга фон Гёте
Пергаменты не утоляют жажды.
Ключ мудрости не на страницах книг.
Кто к тайнам жизни рвется мыслью каждой,
В своей душе находит их родник.

1818-1844

1818-1844

Мир как воля и представление
Артур Шопенгауэр
Разум способен пробудить волю от сна или беспамятства, но воля всегда движется по собственным законам и зачастую сама властвует над разумом.
1900
1900
Хижина дяди Тома
Гарриет Бичер-Стоу
Если не властвуешь над собой, не берись властвовать над другими
1863-1938
1863-1938
Полное собрание сочинений в 9 томах
К. С. Станиславский
Любите искусство в себе, а не себя в искусстве
1897
1897
Встреча в «Славянском Базаре»
К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко
Мировая конференция народов не обсуждает своих важных государственных вопросов с такой точностью, с какой мы обсуждали тогда основы будущего дела, вопросы чистого искусства, наши художественные идеалы, сценическую этику, технику, организационные планы, проекты будущего репертуара, наши взаимоотношения.
1902
1902
Ненужная правда (о театре)
Валерий Брюсов
Творческие чувства составляют единственную реальность, единственную действительность на земле.
1915
1915
Странник по звездам
Джек Лондон
Жизнь – вот что и реальность и тайна.
1937
1937
Великий Гаррик
Джеймс Уэйл
Вы должны посетить последнее выступление величайшего из комедиантов наших дней. Оно вам доставит такое удовольствие, что вы совершенно забудете о своей меланхолии. Вы должны явиться на представление Великого Гаррика!
1942
1942
Народ бессмертен
Василий Гроссман
В эти тяжёлые часы и дни люди хотели одной лишь правды. Они хотели слушать правду, тяжёлую, невесёлую.
1957
1957
Седьмая печать
Ингмар Бергман
— Зачем ты малюешь такие страсти?
— Людям полезно напоминать, что они смертные.
— Это не добавит им радости.
— А кто сказал, что их надо все время радовать? Иногда стоит и попугать.
1957
1957
Атлант расправил плечи
Айн Рэнд
Клянусь своей жизнью и любовью к ней, что никогда не буду жить ради другого человека, и никогда не попрошу, и не заставлю другого человека жить ради меня.
1960
1960
Сладкая жизнь
Федерико Феллини
Если жить как многие — потребительски и без чувств, то жизнь лишится гармонии, что присуща произведению искусства. Но вряд ли у меня хватит сил оторваться от своего времени. Оторваться от всего…
1963
1963
Добрый человек из Сезуана
Юрий Любимов
Говорят, поспешность – ветер, опрокидывающий здание.
1970
1970
Деревянные кони
Федор Абрамов
…Мне давно уже, сколько лет, хотелось найти такой уголок, где бы все было под рукой: и охота, и рыбалка, и грибы, и ягоды. И чтобы непременно была заповедная тишина – без этих принудительных уличных радиодинамиков, которые в редкой деревне сейчас не гремят с раннего утра до поздней ночи, без этого…
1974
1974
Зеркало
Андрей Тарковский
Живите в доме — и не рухнет дом.
Я вызову любое из столетий,
Войду в него и дом построю в нём.
Вот почему со мною ваши дети
И жены ваши за одним столом –
А стол один и прадеду и внуку:
Грядущее свершается сейчас,
И если я приподнимаю руку,
Все пять лучей останутся у вас.
Я каждый день минувшего, как крепью,
Ключицами своими подпирал,
Измерил время землемерной цепью
И сквозь него прошёл, как сквозь Урал.
1974
1974
Под жарким солнцем любви / Teatro alla Scala
Юрий Любимов
1974
1974
Балет "Ярославна"
Юрий Любимов, Олег Виноградов
Образ русской женщины (матери, сестры, жены, возлюбленной) — собирательный символ Родины — определился как основа всей конструкции спектакля, а все остальное возникало словно через её мысли и чувства.
1975
1975
Пристегните ремни!
Юрий Любимов
В самолете все чувствовали бренность бытия и раскрывались друг перед другом. И эта вот подвешенность в небе и в то же время пристегнутые ремни, это был емкий образ.
1975
1975
Избранные произведения в 4-х томах
Анатолий Эфрос
Задача в том, чтобы иметь сердце и стремиться к красоте. Изображая даже нечто ужасное, необходимо стремиться к гармонии.
1976
1976
Вишневый сад
Юрий Любимов
Может быть, верно, что истину надо искать только в контрастах. «Вишневый сад» надо ставить в театре, где меньше всего знают толк в «чеховском тоне». Может быть, такое наше время – по протоптанной дорожке не придешь никуда?
1977
1977
В четверг и больше никогда
Анатолий Эфрос
Утопиться я не могу. Я умею плавать. Отравиться я тоже не могу – найдут противоядие. Ружье в этой пьесе стреляло.
1979
1979
Сталкер
Андрей Тарковский
Когда человек родится, он слаб и гибок, когда умирает, он крепок и черств. Когда дерево растет, оно нежно и гибко, а когда оно сухо и жестко, оно умирает. Черствость и сила спутники смерти, гибкость и слабость выражают свежесть бытия. Поэтому что отвердело, то не победит.
1979
1979
Взрослая дочь молодого человека
Анатолий Васильев
Мне весело с тобой, хотя и слезы.
1981
1981
Юнона и Авось
Марк Захаров
Жители двадцатого столетья,
Ваш к концу идет двадцатый век.
Неужели вечно не ответит
На вопрос согласья человек?
Две души, несущихся в пространстве,
Полтораста одиноких лет,
Мы вас умоляем о согласьи,
Без согласья смысла в жизни нет.
1985
1985
СЕРСО
Анатолий Васильев
СЕРСО – деревянный обруч, служащий для игры, в которой его перекидывают друг другу при посредстве палочек.
1987
1987
6 персонажей в поиске автора
Анатолий Васильев
Несуразное и есть правда.
1988
1988
Служанки
Роман Виктюк
В жесткую кожуру, в непроницаемый кокон одиночества заключена человеческая душа. И чем крепче эта оболочка, тем мучительней и безнадежней тоска по воссоединению с себе подобными.
1989
1989
И стал свет
Отар Иоселиани
Общества, живущие согласно старинным укладам, обладают большим опытом совместной жизни. В Европе высвобождение нашего «Я» происходит в условиях старого полицейского режима. Каждый за себя, каждый безразличии к окружающему миру, каждый, испытывая страх поколебать установленные правила, все больше дичает, теряя внутреннюю культуру.
1993
1993
Окно в Париж
Юрий Мамин, Аркадий Тигай
Раньше вы воспитывали строителей коммунизма, теперь строителей капитализма… А в результате получается одно и то же: жлоб, невежда и вор.
1995
1995
К игровому театру
Михаил Буткевич
Разве можно без юмора выдержать современный театр с его непрерывным душевным напряжением, с его круглосуточной изнурительной работой и столь же изнурительным круглосуточным бездельем, с ежедневными нервными срывами и постоянными стрессовыми ситуациями, когда все время что-то не получается, что-то срывается…

2003
2003
Нумер в гостинице города NN
Валерий Фокин
Чудаковатый Чичиков вселялся в крошечную комнатенку, забитую странными старинными вещами, и вдруг пространство вокруг него оживало. Казалось, что Чичиков попал внутрь своей знаменитой шкатулки, и мертвые души, аккуратно им переписанные, обрели голос, восстали и завели дьявольский хоровод вокруг своего похитителя.
(«Weekend»)

2005
2005
Анатолий Эфрос. Документальный фильм о жизни и творчестве.
Анатолий Эфрос
Театр – это режиссер, имеющий определенные художественные идеи, а также группа его актеров, способных поверить и увлечься ими.
2017
2017
Осел
Анатолий Васильев
«Осел», где всегда ощущается купол великой культуры, фильм, наводящий мостик от нашего времени — к измерению архаичному, выглядит башней из слоновой кости. («Сеанс»)
2017
2017
Психомагия. Воображение как основа жизни.
Алехандро Ходоровски
Единственный язык, который повышает уровень сознания, – это высокий язык искусства и поэзии.