Ольга Книппер-Чехова
1868-1959, Москва
актриса

Ольга Книппер-Чехова сыграла значимую роль в становлении МХТ, однако ей довелось сыграть и другие знаментальные роли – героинь из пьес авторства её мужа А. П. Чехова.


Ольга Книппер – пример того, как важно не отступаться от своей мечты. Девушка всегда хотела быть актрисой, но семейные обстоятельства долго не позволяли ей приблизиться к этой мечте. И даже когда Ольга уже поступила в школу Императорского малого театра, её отчислили после первого неудавшегося экзамена. Но девушка не сдалась, и к 27 годам вернулась к сцене: поступила в московскую студию к В.И. Немировичу-Данченко. Там ее талант проявился очень ярко. В начале 20 века московские и петербургские театры ставили пьесы Чехова. Но те практически нигде не имели успеха – кроме театра в Москве, где главную роль в «Чайке» играла Ольга Книппер. Чехов был очарован не только постановкой, но и актрисой, глубоко живущей в своей роли.


"Я всегда ролями мучилась, ходила «беременная» образом, не зная ни минуты покоя. Я не умею

идти к роли от каких-то внешних черт, от внешней характерности, создавать роль с помощью

одной техники… Пока в душе у меня что-то не родится, теплота какая-то человеческая не

появится — играть не могу. Это я называю «тайным браком» с образом".


Ольга Книппер и Антон Чехов поженились, но брак продлился всего три года. Писатель умер, а Ольга с ещё большим рвением и глубиной отдалась сценической жизни. О ней писали, что она даже физически менялась — ее сущность входила, вмещалась в плоть другого человека.

После Октябрьской революции Ольга Книппер уехала в Европу. Гастроли московского театра не

пользовались успехом в одном из европейских городов – и тогда на афишу спектакля решили поместить двойную фамилию Ольги: Книппер-Чехова. Упоминание знаменитого писателя разом подогрело интерес публики, и с тех пор фамилия прочно закрепилась за Ольгой.

И в Европе, и по возвращению в Москву в 1920-е годы Ольга Книппер-Чехова оттачивала свой навык проживания образа через тело, душу, с проецированием личных переживаний. Постепенно она перешла к остросатирическим характерным ролям. А появившись на премьере «Чайки» с другой, молодой актрисой в главной роли, расплакалась о том, что «Все прошло…».


Однако именно ей принадлежат самые яркие и глубокие образы чеховских героинь в истории российского театра.

ГЕРОИ