Юрий Завадский
1894-1977, Москва
Актер, режиссер, художник, педагог. Народный артист СССР
Юрий Завадский закончил МГУ. Свой творческий путь он начинал как художник. В студию Вахтангова вступил в 1915 г. и начинал здесь как художник.

Первая крупная актерская работа — святой Антоний в пьесе Метерлинка (1918). Как режиссер, он начал со второй редакция этого же спектакля в Третьей студии МХАТ. Затем там же – постановка «Женитьбы» Гоголя (1923). Доля мистицизма при эксцентричности приемов этого спектакля показалась неожиданностью, противоречившей представлению о Завадском — изящном, очаровательном красавце с мягкими манерами и легким нравом, каким его знали и по жизни.

После решения частью студии отображать в театре советскую действительсноть Завадский, как и многие другие актеры и ученики Вахтанговской студии, был вынужден уйти. Он вступил в МХАТ, где стал одним из любимцев Станиславского, готовившего с ним и Чацкого в «Горе от ума» (1925), и графа Альмавиву («Женитьба Фигаро», 1927). Станиславский выручил его, когда Завадский был внезапно арестован, но не приходится удивляться, что список ролей Завадского в МХАТ остался кратким: дублировал Вербицкого в ролях Державина в «Пугачевщине» и графа де Льевиля в «Продавцах славы», играл Трубецкого в «Николае I и декабристах» (1926), выходил в роли патриарха в «Царе Федоре Иоанновиче»(1927), играл Гугу в «Унтиловске»(1928) и гимнаста Тибула в «Трех толстяках» (1930) (обе роли — не в первом составе); выступал на сцене МХАТ до 1936 г., новых ролей не имея и опытов режиссерской работы здесь не предпринимая (исключение — неудачная попытка поставить «Скупого рыцаря» с Л. М. Леонидовым). Как педагог и режиссер он реализовал себя в собственной студии, которую вел с 1924 г. Здесь Завадский развивал вахтанговские идеи театральной игры, обнаженного приема, который, однако, оправдывается неподдельностью актерского существования.
ГЕРОИ