Евгений Вахтангов
1883-1922, Москва
актер и режиссер

«Искусство состоит в том, что актёр чужое, данное ему автором пьесы, делает своим собственным».


С юности его интересовала не только актерская игра, но и режиссура. В студенческом театральном кружке Грозного он ставил спектакли: сам работал над декорациями, костюмами, сценическими образами актеров. Вахтангов был бунтарем: во время революции 1905-1907 примкнул к партии эсеров и активно занимался агитацией среди рабочих заводов и фабрик.

После обучения в школе драмы Вахтангов попадает в МХТ в труппу Станиславского, который признает в нем своего преемника. Из рядового актера Вахтангов сам быстро становится преподавателем. Ему интересно всё: он играет и в МХТ, и в небольших андеграундных театрах, где студенты собираются для репетиций по ночам. В Студенческой драматической студии даже декорации делали из самых дешевых подручных материалов, а сценические костюмы надевали поверх обычной одежды, подчеркивая условность, образность происходящего в театре.



Возможно, публика оказалась не готовой к такому формату. Первый спектакль студии провалился, после чего Станиславский запретил Вахтангову

преподавать где-либо, кроме МХТ. Но режиссер-бунтарь уже задался большой целью – создать

народный, доступный, театр взамен элитарному. Станиславскому не удалось его удержать. Спустя два года после разгромной премьеры появилась Московская драматическая студия Вахтангова. Поглощенный работой, бунтарь-Вахтангов мало следил за своим здоровьем: он занимался йогой, держал диету (у режиссера была серьезная болезнь желудка), но все же нарушал режим — курил, до ста сигарет в день, сидел после спектакля на театральных вечеринках, пел, пародировал. Иногда азартно играл в карты.


Наследие Вахтангова – государственный театр его имени в Москве и принцип того, что в театре не должно быть наигранной театральности. Там должна быть реальная жизнь.

ГЕРОИ